Особенности общения дошкольников со сверстниками и его роль в развитии речи
Содержание
Ключевые особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных отличий от их общения со взрослыми:
- Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон
- Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность
- Нестандартность и нерегламентированность контактов
- Преобладание инициативных действий над ответными
Эти особенности делают общение со сверстниками важнейшим фактором развития личности и коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим их подробнее.
Разнообразие коммуникативных действий дошкольников
В общении дошкольников со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.д.
Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как:
- Притворство
- Стремление сделать вид
- Выражение обиды
- Нарочитое игнорирование партнера
- Кокетство
- Фантазирование
Такой широкий диапазон коммуникативных действий позволяет ребенку решать различные коммуникативные задачи, недоступные в общении со взрослым.
Эмоциональная насыщенность общения дошкольников
Общение дошкольников со сверстниками отличается повышенной эмоциональностью. По данным исследований, в нем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Такая эмоциональная насыщенность общения связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Нестандартность и нерегламентированность общения
В отличие от общения со взрослыми, где дети обычно придерживаются определенных норм поведения, при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Их общению свойственна особая раскованность и ненормированность:
- Дети прыгают
- Принимают причудливые позы
- Кривляются
- Передразнивают друг друга
- Придумывают новые слова и небылицы
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и самобытность, открыть в себе новые возможности самовыражения.
Преобладание инициативных действий над ответными
В общении дошкольников со сверстниками преобладают инициативные действия над ответными. Это ярко проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.
Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев не поддерживается. Это часто приводит к конфликтам, протестам и обидам в процессе общения.
Развитие общения со сверстниками на протяжении дошкольного возраста
Содержание общения дошкольников существенно меняется от 3 к 6-7 годам. Меняются потребности, мотивы и средства общения. В этом процессе можно выделить три основных этапа:
1. Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года)
На этом этапе ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и стремится к самовыражению. Главная особенность такого общения – подражание действиям другого. Общение крайне ситуативно и зависит от конкретной обстановки.
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
В этот период сверстник становится предпочитаемым партнером по общению. Возникает потребность в деловом сотрудничестве. Общение происходит на фоне совместной деятельности, чаще всего игровой.
3. Внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста возникают более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Появляются избирательные привязанности, дружба. Общение выходит за рамки конкретной ситуации.
Роль общения со сверстниками в речевом развитии дошкольников
Общение со сверстниками играет важную роль в речевом развитии дошкольников:
- Стимулирует речевую активность ребенка
- Способствует обогащению словарного запаса
- Развивает связную речь и навыки диалога
- Формирует умение выражать свои мысли и чувства
- Учит использовать речь для регуляции своего поведения и поведения сверстников
В процессе общения со сверстниками дети учатся более точно выражать свои мысли, подбирать нужные слова, чтобы быть понятыми. Это способствует развитию речи-рассуждения, планирующей и объяснительной функций речи.
Сравнение общения дошкольников со сверстниками и со взрослыми
Общение дошкольников со сверстниками существенно отличается от общения со взрослыми. Основные различия представлены в таблице:
Критерий | Общение со сверстниками | Общение со взрослыми |
---|---|---|
Разнообразие коммуникативных действий | Очень высокое | Ограниченное |
Эмоциональная насыщенность | Высокая | Умеренная |
Нерегламентированность | Высокая | Низкая |
Преобладающие действия | Инициативные | Ответные |
Чувствительность к воздействиям партнера | Низкая | Высокая |
Эти различия делают общение со сверстниками незаменимым для развития коммуникативных навыков и личности ребенка в целом.
Значение общения со сверстниками для развития личности дошкольника
Общение со сверстниками имеет огромное значение для развития личности дошкольника:
- Способствует формированию адекватной самооценки
- Развивает умение взаимодействовать в коллективе
- Учит учитывать мнение других
- Формирует навыки сотрудничества
- Развивает эмпатию и способность к сопереживанию
- Стимулирует познавательную активность
Именно в общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свое мнение, строить партнерские отношения, разрешать конфликты. Все эти навыки необходимы для успешной социализации и дальнейшей жизни в обществе.
Заключение
Общение дошкольников со сверстниками играет важнейшую роль в развитии личности ребенка, его коммуникативных навыков и речи. Оно имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:
- Разнообразие коммуникативных действий
- Эмоциональная насыщенность
- Нестандартность и нерегламентированность
- Преобладание инициативных действий над ответными
На протяжении дошкольного возраста общение детей проходит ряд этапов развития — от эмоционально-практического взаимодействия до более сложных форм ситуативно-делового и внеситуативно-делового общения. Каждый из этих этапов вносит свой вклад в развитие личности и коммуникативных навыков ребенка.
Общение со сверстниками создает условия для развития творчества, воображения, формирования произвольного поведения, способности к сопереживанию. Поэтому важно создавать условия для полноценного общения детей друг с другом как в семье, так и в дошкольных учреждениях.