Особенности общения дошкольников со сверстниками и его роль в развитии речи

Как общение со сверстниками влияет на речевое развитие дошкольников. Каковы особенности коммуникации детей друг с другом. Какие формы принимает общение дошкольников на разных возрастных этапах. Чем отличается общение со сверстниками от общения со взрослыми.

Ключевые особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных отличий от их общения со взрослыми:

  • Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон
  • Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность контактов
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Эти особенности делают общение со сверстниками важнейшим фактором развития личности и коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим их подробнее.

Разнообразие коммуникативных действий дошкольников

В общении дошкольников со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.д.

Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как:

  • Притворство
  • Стремление сделать вид
  • Выражение обиды
  • Нарочитое игнорирование партнера
  • Кокетство
  • Фантазирование

Такой широкий диапазон коммуникативных действий позволяет ребенку решать различные коммуникативные задачи, недоступные в общении со взрослым.

Эмоциональная насыщенность общения дошкольников

Общение дошкольников со сверстниками отличается повышенной эмоциональностью. По данным исследований, в нем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Такая эмоциональная насыщенность общения связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Нестандартность и нерегламентированность общения

В отличие от общения со взрослыми, где дети обычно придерживаются определенных норм поведения, при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Их общению свойственна особая раскованность и ненормированность:

  • Дети прыгают
  • Принимают причудливые позы
  • Кривляются
  • Передразнивают друг друга
  • Придумывают новые слова и небылицы

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и самобытность, открыть в себе новые возможности самовыражения.

Преобладание инициативных действий над ответными

В общении дошкольников со сверстниками преобладают инициативные действия над ответными. Это ярко проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.

Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев не поддерживается. Это часто приводит к конфликтам, протестам и обидам в процессе общения.

Развитие общения со сверстниками на протяжении дошкольного возраста

Содержание общения дошкольников существенно меняется от 3 к 6-7 годам. Меняются потребности, мотивы и средства общения. В этом процессе можно выделить три основных этапа:

1. Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года)

На этом этапе ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и стремится к самовыражению. Главная особенность такого общения – подражание действиям другого. Общение крайне ситуативно и зависит от конкретной обстановки.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

В этот период сверстник становится предпочитаемым партнером по общению. Возникает потребность в деловом сотрудничестве. Общение происходит на фоне совместной деятельности, чаще всего игровой.

3. Внеситуативно-деловая форма общения (6-7 лет)

К концу дошкольного возраста возникают более устойчивые и глубокие отношения между детьми. Появляются избирательные привязанности, дружба. Общение выходит за рамки конкретной ситуации.

Роль общения со сверстниками в речевом развитии дошкольников

Общение со сверстниками играет важную роль в речевом развитии дошкольников:

  • Стимулирует речевую активность ребенка
  • Способствует обогащению словарного запаса
  • Развивает связную речь и навыки диалога
  • Формирует умение выражать свои мысли и чувства
  • Учит использовать речь для регуляции своего поведения и поведения сверстников

В процессе общения со сверстниками дети учатся более точно выражать свои мысли, подбирать нужные слова, чтобы быть понятыми. Это способствует развитию речи-рассуждения, планирующей и объяснительной функций речи.

Сравнение общения дошкольников со сверстниками и со взрослыми

Общение дошкольников со сверстниками существенно отличается от общения со взрослыми. Основные различия представлены в таблице:

КритерийОбщение со сверстникамиОбщение со взрослыми
Разнообразие коммуникативных действийОчень высокоеОграниченное
Эмоциональная насыщенностьВысокаяУмеренная
НерегламентированностьВысокаяНизкая
Преобладающие действияИнициативныеОтветные
Чувствительность к воздействиям партнераНизкаяВысокая

Эти различия делают общение со сверстниками незаменимым для развития коммуникативных навыков и личности ребенка в целом.

Значение общения со сверстниками для развития личности дошкольника

Общение со сверстниками имеет огромное значение для развития личности дошкольника:

  • Способствует формированию адекватной самооценки
  • Развивает умение взаимодействовать в коллективе
  • Учит учитывать мнение других
  • Формирует навыки сотрудничества
  • Развивает эмпатию и способность к сопереживанию
  • Стимулирует познавательную активность

Именно в общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свое мнение, строить партнерские отношения, разрешать конфликты. Все эти навыки необходимы для успешной социализации и дальнейшей жизни в обществе.

Заключение

Общение дошкольников со сверстниками играет важнейшую роль в развитии личности ребенка, его коммуникативных навыков и речи. Оно имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:

  • Разнообразие коммуникативных действий
  • Эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность
  • Преобладание инициативных действий над ответными

На протяжении дошкольного возраста общение детей проходит ряд этапов развития — от эмоционально-практического взаимодействия до более сложных форм ситуативно-делового и внеситуативно-делового общения. Каждый из этих этапов вносит свой вклад в развитие личности и коммуникативных навыков ребенка.

Общение со сверстниками создает условия для развития творчества, воображения, формирования произвольного поведения, способности к сопереживанию. Поэтому важно создавать условия для полноценного общения детей друг с другом как в семье, так и в дошкольных учреждениях.